Каждому человеку свойственно заблуждаться, но оставаться при заблуждении никому не следует. Займемся диалектикой?

Преодоление юношеского демонизма

Почему учителя стали бояться детей

Юношеский демонизм

Разрушение классических авторитетов, расширение рамок приличий, снятие табу – над этим активно работает телевидение, игровая индустрия, социальные сети. Фраза «Если ты такой умный, то покажи мне свои деньги» стала определяющей.

Школьники, подражая своим родителям, хвастаются дорогими телефонами, одеждой, образом жизни. В этом свете школьный учитель со своими относительно скромными доходами предстает в неприглядном виде. Школьник думает: «Да как тебя можно уважать, если ты так мало зарабатываешь? Сидишь в какой то школе, вместо того, чтобы заняться более серьезным делом.»

Так называемое «гражданское общество», о котором так часто говорят, в «западном» варианте предполагает верховенство отдельного гражданина над государством. Идея «наемной государственности», которая продвигается в рамках создания «гражданского общества» западного типа, въелась в сознание родителей и детей (школьников) и провоцирует на неадекватное поведение. Суть этой идеи состоит в том, что каждый государственный служащий будто бы «нанят» налогоплательщиком и обязан ему своим рабочим местом.

В гипертрофированном виде это выливается в извращенное отношение школьника к учителю:
«Я, сын (дочь) налогоплательщика, стою выше тебя, государственного служащего (учителя). Ты обязан меня учить и обеспечить мне комфортное времяпрепровождение в стенах школы. Если же ты посмеешь делать мне замечания, ущемляя мои священные детские права, ты столкнешься с праведным гневом моих родителей.»

Настольная книга молодого демона

Популярная серия книг о Гарри Поттере имеет огромный успех у юношеской аудитории в возрасте 9-15 лет. Интересно, почему?

Га́рри Джеймс По́ттер (англ. Harry James Potter) — вымышленный персонаж, главный герой серии романов английской писательницы Джоан Роулинг. В серии романов известен как волшебник, дважды одержавший победу над Тёмным магом Волан-де-Мортом. Персонаж приобрёл большую популярность во всём мире.

Есть шутка-софизм, которая достаточно точно отражает суть истории о Гарри Поттере:

«Я самый добрый человек на земле. Если появится человек добрее меня, то я убью его, и опять стану самым добрым человеком на земле.»

Определение Добра и Зла в «Гарри Поттере» довольно условно. Сам Гарри Поттер добренький и в очках, а его оппонент Волан-Де-Морт страшненький и неприятный. Важно, что обе стороны действуют сходными методами – убивают, уничтожают друг друга. Это напоминает времена разборок между преступными группировками в России 90-х годов прошлого века – «они завалили одного из наших, а мы включили ответку и замочили их». Таким образом, разделение Добра и Зла происходит не на основе различных идеалов, а по простому принципу «свой-чужой».

Ни о каком перерождении, перевоспитании, исправлении представителей Зла в сюжете не может быть и речи – только физическое уничтожение противника. Помните, как Бармалей «переподковался» идеологически и начал печь пряники в Ленинграде? Не тот случай. В «Гарри Поттере» полностью реализуется шутливое утверждение «кавказской пленницы»: «Ошибки надо не признавать, их надо смывать кровью!».

Подростковый возраст можно назвать демоническим возрастом. В это время можно услышать такие высказывания как «я самый умный», «я самая красивая» и прочее подобное. Это возраст «юношеского максимализма», всесильного демонизма.

Вот как определяет «юношеский максимализм» одна интернет-энциклопедия:

«Юношеский максимализм возникает в результате столкновения бестолкового, но бодрого растущего организма с этой вашей окружающей действительностью. Юный недоразвитый мозг несчастного, подогреваемый гормональным бумом, ещё не в состоянии распознать более двух оттенков какого-либо явления, поэтому делит все только на чёрное и белое. Общее правило — чем радикальнее, тем лучше.»

Типичные суждения:
«Я прав просто всегда, по умолчанию.»
«Если к двадцати годам ты не стал рок-звездой, ты прожил жизнь зря. А если даже ни одной песни не записал, то вообще лох.»

Заключение:
«Есть мнение, что юношеского максимализма, как гормонального явления, избежать невозможно. Можно его подавлять, пытаться контролировать, если субъект им озабочен, но в подавляющем большинстве случаев им важно переболеть и вовремя перейти на следующую ступень, уже объективного, всестороннего восприятия реальности.»


Таким образом, фильмы, книги, игры и другие «гаррипоттерные» продукты очень успешны, так как грамотно и с удовольствием играют на демонической составляющей подростков. Как чудесно одним заклинанием и взмахом волшебной палочки обратить человека в жабу или заставить его подняться в воздух!

Симоводство – современные «куколки»

Еще один современный «тренажер» демонизма – серия компьютерных ролевых игр «The Sims». В этой игре можно смоделировать довольно реалистичный мир с жилыми домами, живыми людьми, отношениями между людьми. Персонажам можно задать характер и управлять ими на свое усмотрение. Игра дает возможность манипулировать виртуальными марионетками в довольно широком диапазоне – казнить и миловать, морить голодом, плести интриги в отношениях. Например, персонаж-девушка может выйти замуж за богатого старика, а потом избавиться от него, забрав имущество. Хорошие сценарии для будущей жизни?

Существующая культура, в которой вынуждена «вариться» молодежь, не только не осуждает демонические позывы, но и активно поощряет их. Часто это подменяется «духом соревнования».

А чем заняты родители?

Многие родители вообще не утруждают себя мыслями по этому поводу. Родили детей и хорошо. «Пусть школа занимается воспитанием – за что эти учителя там деньги получают?», «Время сейчас такое – дети совсем другие стали» и прочие несостоятельные «отмазки», имеющие целью снять с себя ответственность.

Эти граждане пребывают в сне-наваждении, который в индийской религиозно-философской традиции называют «майя». По сути, это зомбированные люди, которые движутся по жизни неосознанно, силой стереотипов, внедренных в сознание различными путями – телевидением и прочими СМИ, мнениями друзей, знакомых и т.д.

Выпить пива (кто-то  с бутылочкой дома, а кто и в ресторане), посмотреть сериал (мама смотрит «про любовь», папа про «ментов-оперов»), смотреть различные ток-шоу по интересам – вот чем они занимают свое свободное время. Проблематика «детей» обычно в этом случае закрывается несколькими KPI воспитания (ключевые показатели эффективности  — англ. Key Performance Indicators):

  • чтобы «хорошо учился» (обычно достижение сводится к «неполучению» двоек; реальные знания, получаемые в школе, мало кого интересуют);
  • чтобы не курил (если сам воспитатель курит, то обычно это сводится к достижению показателя «не курил много» или «не курил при мне»);
  • чтобы не пил много (обычно формулировка «не пил совсем» уже считается несовременной – пивная культура уже дает себя знать);

Такие «воспитатели» сами нуждаются в помощи, поэтому помочь преодолеть демонизм своим детям они никак не могут. Отношения таких родителей со своими детьми постепенно приводят к полному взаимному непониманию сторон. Подростки полностью попадают под разрушающее влияние окружающего мира, авторитет родителей падает и перестает быть решающим в важных ситуациях. Именно отсюда проистекают побеги из дома, ранние беременности, наркомания и суициды.

Кто-то пытается применять политику запретительных мер. «Много сидишь в социальных сетях? А я тебе отключу интернет!», «Опять смотришь телевизор? Запрещаю телевизор!».

Реальный случай из жизни
В одной из общеобразовательных школ Центрального административного округа Москвы по решению родительского комитета класса (6го класса – детям уже по 12 лет) перед началом учебного дня стали собирать мобильные телефоны учеников в мешок классному руководителю на хранение. Цель благая – мол, «эти айфон-дрочеры совсем мало общаются на переменах между собой. Усядутся по уголкам со своими телефонами и играют. Надо же что-то  делать – надо спасать детей!».

Эта «гениальная» идея говорит о бессилии, которое испытают многие современные родители в общении со своими детьми. Неспособность управлять процессом. Капитуляция, выраженная в собственном неадекватном поведении. Воспитательское бессилие носит массовый характер –об этом свидетельствует тот факт, что идея «конфискации телефонов» была с воодушевлением поддержана 90%-ми родителей класса. Они не видят других способов воздействия, все возможности исчерпаны.

Давно известно и доказано человечеством на практике, что никакую идеологию нельзя победить запретами. Все, что под запретом, вызывает еще больший интерес и вожделение. Но вредную идеологию все же можно победить. Как? Внедрением более сильной альтернативной идеологии.

Культура курения существует? Да.
Алкоголизация молодежи идет? Идет.
Порнография в интернете есть? Полно.
По телевизору идут преимущественно тупые сериалы, ток-шоу и боевики? Конечно!

И что же? Засунем человека в футляр, не будем выпускать из дома?

Ребенка нельзя оградить от вредного воздействия среды запретами. Роль родителей давать правильную оценку происходящему для того, чтобы у ребенка выработалась способность к самостоятельным суждениям. Задача воспитания в семье именно в этом – дать ребенку правильные установки, которые позволят ему успешно выживать в реальном мире. Но не только в качестве демона-потребителя, но и в качестве Человека. Только Человек может обрести счастье, а демон в конечном счете всегда терпит поражение.

Личный пример имеет большое значение. Показать, как работает теория на практике, очень важно. Дети копируют поведение родителей.

Как ты можешь запрещать ребенку курить, если куришь сам?
Как он может не пить, если ты пьешь?
Почему он не должен смотреть зомбоящик, если ты из него не вылезаешь?

Обратный звонок
Пожалуйста, укажите Ваш контактный телефон.
Мы свяжемся с Вами в ближайшее время.
Например: +7 495 123 4567
наверх